Есть мнение, что умение сочинять
стихи - это особый талант от Бога, который даётся лишь немногим. Но по моему мнению, всё обстоит немного не так. Писать стихи вполне можно научиться. При условии, конечно, что ты обладаешь неплохим интеллектом, и литературным вкусом, то есть, читая чьи-то стихи, умеешь чувствовать их красоту и гармонию, отличать хорошие стихи от плохих. В этой лекции я попытаюсь доступно для всех изложить основы стихосложения, основываясь на свой поэтический опыт.
Первое, о чём я скажу: в стихах должен быть ритм. Ритм создаётся чередованием ударных и безударных слогов. Рассмотрим первое четверостишие одной моей поэмы:
В делах, и в веселье, и в горе Я вновь убегаю туда, Где в ласковом дремлющем море Играла огнями вода. |
Как можно заметить, строчки состоят из кусочков, в которых первый и третий слоги безударные, а
второй - ударный. Эти кусочки называются стопами. Во второй и четвёртой строчках последняя стопа прерывается на втором слоге.
Стопы могут состоять из трёх или из двух слогов (двусложные и трёхсложные), ударные слоги в стопах могут быть на любом месте. В строчке может быть произвольное количество стоп, но слишком длинные строчки делать не рекомедуется. Последняя стопа строчки может обрываться на любом слоге. Все двусложные и трёхсложные стопы имеют свои названия, но я не считаю, что нужно их знать.
В рифмующихся строчках должно быть одинаковое количество слогов, хотя правильным образом укороченные строки (без нарушения ритма) могут выглядеть даже оригинально. В нерифмующихсся строках количество слогов не обязательно должно совпадать, оно может отличаться даже на три слога (при трёхсложной стопе), то есть на целую стопу:
Я прошу: ты настигни внезапно меня, Я ведь сам не сумею позвать! Золотое молчанье до встречи храня, Не давай себя предугадать! |
Обычно весь стих пишется с использованием стопы какого-то одного типа, но можно и поэксперементировать, сочетая стопы, пытаясь выдумать оригинальную форму стиха. Только нужно, чтобы звучало это красиво.
Когда пишешь стих, нужно подбирать слова таким образом, чтобы ударения в строчке располагались правильно, в соответствии с выбранным типом стопы. Нельзя, чтобы ударный слог какого-нибудь слова приходился на место безударного слога какой-то стопы. Хотя, если слово является союзом или местоимением, то его ударный слог может приходиться и на место безударного слога стопы. Безударный слог слова всегда может приходиться на место ударного слога стопы, но такие пропуски ударений не рекомендуется делать друг за другом два и более раз. В любом случае, нужно прислушиваться к своему внутреннему чувсвту ритма, оно безошибочно подскажет, правильно сфорирована стихотворная строка или нет.
Упомяну о том, что бывают такие редкие случаи, когда из-за большого числа согласных на стыке слов как бы образуется новый слог (безударный). Например: «Снежный вихрь пронёсся над городом» читается как «Снежный вихарь пронёсся над городом». Новый образовавшийся слог надо учитывать при распределении слогов по стопам. А также бывают случаи, когда можно вообще пропустить какой-то слог, и это, по существу, не нарушит ритм, просто сделает его резким, рваным. Например:
Ты же вздорная шантажистка! Тоже, мафия! «Вышел - смерть»! Не смеши, не дури, артистка, Против жерди найдётся жердь! |
Чтобы обеспечить правильное чередование ударений в строчке (уложиться в размер стиха), нужно думать, перебирать разные варианты словосочетаний, менять местами слова, добавлять новые, или заменять слова их синонимами. Некоторые начинающие поэты, пытаясь уложиться в размер, меняют слова местами совсем уж жутким образом, или вписывают лишние слова. Этого делать нельзя. Нужно, чтобы строчка читалась легко и не имела неуклюжий вид. Лишние слова – это отдельный разговор. Лишние слова – это такие, которые не несут смысловой нагрузки, и не только не нужны в строке, но и несут ей вред, нарушая гладкость речи, захламляя её. К этим словам относятся «вдруг», «всё», «уж», и многие другие. Чтобы определить, является ли слово лишним, нужно просто его убрать и перечитать строчку. Если смысл не
изменится - слово лишнее.
В стихах (кроме белых) должна быть рифма, то есть окончания строчек должны звучать как можно более созвучно, начиная с последнего ударного слога, и до конца. Рифма может быть мужской (ударение на последнем слоге строчки, рифмуется один слог), женской (ударение на предпоследнем слоге, рифмуются два слога) и дактиллической (ударение на третьем от конца слоге, рифмуются три слога). Ударные гласные и следующие за ними согласные обязательно должны быть созвучны. Если в рифме гласная на самом конце, то должны быть созвучны согласные перед ней. Если в рифме более одного слога (женская и дактиллическая), то, рифмуя, можно убирать или подставлять согласную в конец (например,
«чудо» - «рассудоК»). Если слог один, то подставлять и убирать нужно острожно, только такие согласные, которые не нарушат созвучность (например, «л», «й»), причём согласные перед гласной должны быть созвучны (
«тебе» - «убеЙ»).
Рифмовать можно по-разному. Можно первую строчку четверостишия со второй, третью с четвёртой (ААББ). Можно первую с третьей, вторую с четвёртой (АБАБ). Можно первую с четвёртой, вторую с третьей (АББА). Бывают и более экзотические виды рифмовки и формы стиха. Вот, например, рифмовка стиха из шестистиший: ААБВВБ.
Также можно чередовать виды рифм. Например, первая и третья строчки рифмуются «по-мужски», а вторая и
четвёртая - «по-женски». Важно помнить, что в рифмующихся строчках должно быть одинаковое количество слогов, за исключением случаев, когда разница в количестве слогов не портит ритм. Нерифмующиеся часто отличаются по длине (например, когда в четверостишии чередуется мужская и женская рифмы).
Подбирать рифму можно по-разному. Многие поэты говорят, что она у них подбирается сама собой. У меня не так. Я пишу следующим образом. Сначала просто пишу первую строчку (или две, если рифмовка АБАБ). Когда дело доходит до второй строчки из рифмующейся пары, я сначала придумываю рифмующееся слово. Придумываю я его обычно так: беру подлежащую рифмовке часть слова (например, в слове «весна» это «на»), по очереди подставляю в его начало разные буквы (прямо по алфавиту: «ана», «бна», «вна», и т.д.), и смотрю, какие могут получиться слова, и можно ли придумать с ними строчку, такую, чтобы она продолжала мысль четверостишия. В нашем случае получаются слова «сатана», «шпана», «бревна», «славна», «дивна», «ровна», и ещё одно слово, очень непоэтичное. С каждым найденным словом я пытаюсь придумать что-то, продолжающее мысль стихотворения. Если уж никак не получается ни с одним словом, приходится менять первую строчку из рифмующейся пары. Иногда вообще приходится переделывать всё четверостишие, чтобы увязать форму с содержанием.
Замечу, что рифмовать глаголы (
«сказал - убрал»,
«сказать - убрать», и т.п.) считается дурным тоном, потому что это слишком легко. Хотя если в такой рифме совпадает много оконечных букв, то она не осуждается. Например,
«сказал - связал» - это нормально. То же самое можно сказать о рифмовке слов с окончанием на «анье» и «ой». А ещё бывает так называемая банальная рифма. Это такая, которая слишком часто встречается в стихах прошлых (да и нынешних) лет. Например,
«розы - слёзы»,
«любовь - кровь». Такую рифму тоже лучше избегать. Также не рекомендуется рифмовать однокоренные слова с разными приставками (
«сказал - рассказал»). А вот, хорошими, оригинальными рифмами считаются составные. Например, «бежевый – где же вы»).
Главное украшение
стиха - эпитеты и метафоры. Э
питеты - это красочные прилагательные. Подбирая их, нужно стараться, чтобы образованное словосочетание не было банальным (то есть устоявшимся, часто встречающимся), чтобы было изысканным, но в то же время не бредовым. М
етафоры - это обороты с переносным смыслом. Придумывать их тяжело. Нужно мыслить ассоциативно, проводя аналогии между одушевлённым и неодушевлённым, между частным и общим, между различными явлениями и понятиями нашего мира, как бы подменяя одно другим, чтобы написанное воспринималось в переносном смысле. Приходится напрягать фантазию, хотя многие поэты говорят, что метафоры рождаются у них сами собой. Напрягая фантазию, нужно также освободить свой разум от некоего стеснения, открыть дорогу самым смелым и необычным словарным конструкциям, неудачные всё равно потом можно забраковать. Придумывая метафоры, также нужно избегать банальности и бредовости. Метафоры должны быть понятны читателям (по-крайней мере, умным читателям). Эпитеты и метафоры нужно подбирать такие, чтобы они подчёркивали чувства или мысли стиха, а не запутывали их.
Сочиняя стихи, нужно избегать речевых ошибок (некрасивые повторы слов, и т.д.), а также смешения стилей. Не рекомендуется в одном стихотворении использовать лирические и простонародные слова, или лирические и научные, или грубые и нежные. Хотя стиллистические
смешения - вещь тонкая и спорная. Есть и такие, которые не только не портят стих, но и делают его более выразительным и оригинальным. А бывают такие, что выглядят неуклюже, некрасиво и негармонично. Их допускать нельзя.
Также следует избегать излишней сентиментальности и пафоса. С
ентиментальность - излишняя, карикатурная слезливость. П
афос - такая же излишняя напыщенность.
Сочиняя стихи, нужно стремиться к небанальным темам (выражать какие-то интересные мысли, описывать интересные детали окружающего мира и интересные события чьей-то жизни), хотя нет ничего плохого и в том, чтобы банальную тему раскрыть небанально (используя свои оригинальные, изысканные эпитеты и метафоры).
И напоследок упомяну, что мастерство поэта растёт с его опытом. Нужно почаще читать чужие хорошие стихи и отмечать для себя приёмы авторов, и побольше писать самому, писать со старанием, а не просто чтобы что-то срифмовать кое-как. Сначала будет получаться плохо, первый блин всегда комом, но это обязательный этап, не наделаешь таких
комов - поваром не станешь. Не нужно бояться жестокой критики своих первых стихов, не нужно поддаваться на издевательские советы оставить поэзию из-за отсутствия таланта. Т
алант - дело наживное.
А пройдя вот этот
тест, ты сможешь узнать, насколько хорошо ты умеешь понимать поэзию.
Удачи!