Преподавательская (репетиторская)
деятельность - не моё призвание, но, вообще, я люблю обучать людей компьютерной грамоте и, прежде всего, программированию. Я довольно многих обучал. Я никогда не читал преподавательскую литературу, я вообще не люблю читать умные книжки, люблю всё делать по-своему. Но, обучая разных людей, я постепенно выработал пять своих, так сказать, преподавательских принципов. Они, эти принципы, в-общем-то, очень простые, но в школах и институтах им очень мало следуют. Ну так вот...
1. Объяснять надо всё как можно более простым языком, без заумных слов и оборотов (это ведь отпугивает), и по возможности с юмором.
2. Нужно приводить как можно больше аналоий с обыденными вещами, с повседневной жизнью (хотя далеко не всегда это возможно).
3. Обучаемого нужно почаще ставить в такие условия, чтобы ему приходилось самому до чего-то догадываться, домысливать, потому что то, до чего мы сами додумываемся, это ж как бы наше кровное, оно закрепляется в нашем сознании гораздо крепче, чем то, что в нас просто «впихивают».
4. Все новые понятия, методы, принципы и т.п. должны сразу же находить себе применение, в них должен видеться ясный смысл. Потому что (по себе знаю) человеческий мозг так устроен, что большая часть информации, не нашедшей себе в ближайшее время конкретного применения, безжалостно стирается из памяти (и это даже очень
разумно - зачем загромождать мозги лишним?), и даже сознание того, что эта информация может потребоваться когда-нибудь в будущем, далеко не всегда помогает. Поэтому, лучше всего в самом начале урока ставить какую-то конкретную задачу, которую невозможно решить ранее изученными методами, и уж после этого объяснять новые методы, которые предназначены для её решения.
5. Когда кому-то что-то объясняешь, нужно всегда ставить себя на его место, причём себя не теперешнего, а того, который ещё ничего не смыслил в предмете, и объяснять так, чтобы как будто бы было понятно себе самому.
Конечно, многое из сказанного мною относится только к точным наукам (в первую очередь к программированию, я же на этом «специализируюсь»), с гуманитарными науками дело обстоит несколько иначе.