Не так давно мне задали вопрос, как это у меня получается писать, не делая ошибок в словах, правильно расставлять запятые, и т.п. Раньше я как-то об этом не размышлял, а сейчас задумался. Я же нигде и никогда этому не учился! Терпеть не мог в школе учить правила русского языка, за это у меня по нему «4», хотя диктанты и сочинения писал обычно на «5» (бывало и так, что весь класс, даже отличники, делали в диктанте в одном месте ошибку, а
я - единственный, кто её не делал). Почему так? На эту тему можно долго размышлять... Не уча правил, грамотно писать могут те, кто много читает, они поневоле постепенно обучаются, ежедневно видя перед собой грамотно написанные тексты. Но я очень мало читаю, я не очень люблю читать, и в детстве не любил, у меня совсем другие были увлечения... Остаётся
одно - так называемая «врождённая грамотность». Я бы и сам в эту штуку не верил, если бы этого у меня не было. Но просто с детства интуитивно чувствую, какие буквы надо писать в словах, где какие ставить знаки препинания, и даже какие слова подобрать и как их расставить, чтобы предложение звучало наиболее красиво. Всё это происходит само собой, я над этим не задумываюсь, как не задумываюсь над тем, какую ногу нужно поднимать, а какую опускать во время ходьбы. А ошибки и недочёты в чужом тексте, если честно, поневоле бросаются в глаза, и я испытываю ощущения, немного сходные с теми, что испытывает человек, обладающий музыкальным слухом, услышав, как кто-то фальшивит. Конечно, я вовсе не думаю «Ах, какой неграмотный этот человек, не то что я!», а просто механически подмечаю ошибку и тут же про это забываю, читаю дальше... И отец, и мать у меня были отличниками в школе, вот, видно, и передалось... Хотя, всё-таки странно это. Ведь языку нас обучают, точнее, мы обучаемся, подражая окружающим, начиная где-то с годовалого возраста, и я не исключение. Как-то нелогично получается: умение правильно писать живёт во мне с рождения, а первые слова я начал запоминать только после года. Чушь просто... Значит, всё-таки именно во время чтения обучился я грамотному написанию, хоть и мало читал. Но как у меня это получилось, если память на слова, на буквы, на символы у меня весьма посредственная (это не раз проверено)? Может быть, при этом работал какой-то другой, подсознательный механизм запоминания, который развит у меня намного лучше?