Айзенк был, несомненно, умным человеком. Но...
Почему некоторые вещи мы понимаем легче и быстрее, чем другие? Это, вероятно, зависит от того, насколько близок к нашему был стиль мышления людей, придумавших и описавших эти вещи. Если он был близок, то возникает что-то вроде резонанса, и мы вникаем легко. Поэтому, кстати, легче всего нам разобраться в придуманном нами самими, или в том, в чём мы когда-либо уже разбирались. Каким образом это всё относится к IQ-тестам? А самым прямым. Тесты эти выявляют не столько интеллект человека, сколько его умение подстраиваться под стиль мышления человека, придумавшего задания. У кого, по моей теории, должен быть самый высокий IQ? У хакеров и так называемых «крякеров»! Они, взламывая сети или программы, учатся именно подстраиваться под стиль мышления человека, придумавшего защиту (если честно, я знаю, как обмануть любого крякера, защитив программу своим, необычным способом, но это к данной теме не относится). Как устранить упомянутый недостаток IQ-тестов? Возьмём числовые последовательности (и вообще, математические задания). Человек с запутанным мышлением, отгадывающий подобное задание, может найти свой, особенный закон числовой последовательности. Но он почти наверняка не совпадёт с верным ответом. Так вот. Программа должна «знать» все возможные варианты решения задания, и правильным будет считаться ответ, совпавший с одним из возможных, причём, чем более запутанный закон подметил тестируемый, тем больше баллов он получает, так как тем глубже его мышление. Также нужно поступать и со многими другими видами заданий.
Далее. Существующие IQ-тесты почти не выявляют творческих задатков человека. Как привить это IQ-тестам? Нужно ставить логические задачи, которые можно решить несколькими принципиально разными способами. И тогда человек будет напрягать фантазию. Он может выстраивать любые логические цепочки, стремясь достичь цели. Лишь бы достиг! Тестируемый обязан внести в программу свой ход решения. И чем короче будет это решение, тем больше баллов он заработает (
краткость - сестра таланта).
IQ-тесты должны не только тестировать разные типы мышления (вербальное, математическое, образное), но и выявлять развитие всех составляющих интеллекта, а желательно, и ума в целом.
И последнее. IQ-тесты связывают воедино интеллект и скорость мышления. А это, на мой взгляд, разные понятия, и оцениваться должны изолированно (коэффициент глубины мышления и коэффициент его скорости).
Быть может, когда-нибудь я разработаю свои IQ-тесты...