Под словом «интеллект» я понимаю умение решать задачи (самые разнообразные). Что входит в понятие «интеллект», то есть, что важно при решении задач (кроме, разумеется, желания, упорства и настойчивости)? Лично я выделяю следующие составляющие интеллекта: умение улавливать логические связи между объектами, умение находить закономерности, умение выбирать оптимальное решение из нескольких возможных, умение находить общее в различном (из этого следует проведение аналогий) и различное в схожем, умение производить анализ и синтез, умение выстраивать свои образные или логические конструкции на основе имеющихся знаний или достраивать уже существующие (фантазия).
Уровень интеллекта определяется степенью сложности процессов, протекающих в коре больших полушарий головного мозга (мыслительных процессов). Зависит ли уровень интеллекта от скорости мышления? Нет, для меня скорость
мышления - отдельный (хотя и важный) параметр. Главное, чтобы человек разобрался в чём-то, додумался до чего-то, это и определяет уровень интеллекта (глубину, сложность, изощрённость мышления), а уж сколько времени он на это
потратит - это уже другой вопрос. Кстати, известный факт: во время подавленного, депрессивного настроения скорость мышления у одного и того же человека значительно ниже, чем во время повышенного. Разве это означает, что интеллект человека периодически то повышается, то понижается?
Есть ли различие между понятиями «интеллект» и «ум»? Мне кажется, что есть. Понятие «ум» шире. Это уже совокупность уровня интеллекта, скорости мышления, и объёма накопленной в мозгу информации (эрудированности). Ум включает в себя и наличие жизненного опыта, и чувство юмора, и умение общаться с людьми, умение грамотно излагать свои мысли, с минимальными потерями доносить их до других людей, понимать ход чужих мыслей, предсказывать что-либо, делать выводы, и многое другое.
Почему некоторые вещи мы понимаем легче и быстрее, чем другие? Это, вероятно, зависит от того, насколько близок к нашему был стиль мышления людей, придумавших и описавших эти вещи. Если он был близок, то возникает что-то вроде резонанса, и мы «врубаемся» легко. Поэтому, кстати, легче всего нам разобраться в придуманном нами самими, или в том, в чём мы когда-либо уже разбирались.
Решая какую-либо задачу, прежде всего мы пытаемся как бы определить её тип, проводя параллели с другими задачами, уже решёнными ранее, улавливая черты, общие с ними. Затем мы пытаемся набросать все возможные пути решения, известные нам из опыта решения задач подобного типа, интуитивно выбрать лучший путь, и попытаться решить задачу. Если не
получится - выбрать другой путь, и всё повторить. Если решение возможно сразу несколькими путями, то выбрать самый оптимальный (либо самый короткий, либо самый эффективный, в зависимости от области науки).
Интеллект вряд ли можно развить по желанию. Можно развить навыки в решении задач какого-либо круга (в том числе и IQ-тестов), но сам по себе интеллектуальный уровень определяется генетически и заканчивает формироваться где-то к 13 годам. А дальше идёт уже просто накопление знаний, жизненного опыта и разнообразных навыков. Я встречал и 13-летних подростков, которые, несмотря на наивность и некомпетентность в чём-либо, рассуждали уже достаточно тонко и глубоко, в них было некое богатство и изысканность
мысли - подвижность и сложность логических цепочек, оригинальность ассоциаций и т.д. А встречались и пожилые люди, которые, несмотря на некую умудрённость жизненным опытом, тем не менее рассуждали бедно и прямолинейно. Тем не менее, с течением поколений, очень постепенно, интеллектуальный уровень от предков к потопкам может повышаться (если не было «разбавлений»).
Многие люди при оценке интеллекта человека излишнее внимание уделяют не тому, насколько тонко человек рассуждает, а насколько умно, адекватно он себя ведёт. Это ошибка, потому что даже многим гениям свойственна некая эмоциональность, взбалмошность, десткость, непоследовательность, импульсивость в общении и поведении.
Есть у меня также предположение, что интеллект человека вверх растёт только до определённого предела. То есть, есть олигофрены, есть люди недалёкие, есть средние, интеллектуалы, но есть некий порог высоты интеллекта, и где-нибудь, скажем, 1% наиболее интеллектуально развитых людей обладают примерно равным интеллектом, они все способны при сильном желании и упорстве решить задачу любой сложности, которые могли решать самые великие учёные, они все способны при желании развить в себе любой талант до любых высот, они
все - потенциальные гении, и в одной лишь моей Рязани таких, быть может, тысячи, но всё определяется тем, хочет ли человек посвятить себя науке или искусству, или
же - зарабатывать деньги, или же ещё что-то, или же вообще ничего не хочет. Зависит от его силы воли, упорства, усидчивости, а
также - от случайных внешних обстоятельств, и других людей, могущих натолкнуть человека на какую-то интересную идею.
И ещё одно мини-«исследование». Обычно я знакомлюсь в интернете (в аське) через поиск наугад. За много лет набралась некая статистика, и она малутешительна: примерно половина
девушек - это пустые односложные «привет кадела», с которыми совершенно не о чем поговорить. Они умеют мыслить только на уровне «а вот это лучше вот там купить, а это можно у того достать, и ещё надо вот туда сходить, чтобы потом вот это получилось». Ещё процентов 40 вроде что-то из себя и представляют, но тоже не особо интересны, мыслят они шаблонами, т.е. кусочками почерпнутых где-то чужих мыслей, пусть и переизложенных своими словами, и даже в тему, но это
скучно - слышать каждый раз то, что я уже 1000 раз слышал, и часто даже предугадывать ответ собеседника. Такое чувство, что общаешься с компьютерной программой, которая по несложному алгоритму считывает из базы знаний (и причём не ахти какой объёмной) наиболее подходящие блоки ответов. А своих мыслей у этих людей мало, и они в основном крайне просты, либо настолько туманны, что они даже сами не понимают, что они хотят
сказать - лишь бы скосить под умного. И лишь процентов 10 людей можно назвать интеллектуалами, т.е. способными на самостоятельное мышление, абстрагирование, метафоризацию, но там тоже своя градация по степени глубины, тонкости и богатства мысли, сложности и корректности логических цепочек. Разумеется, мои
цифры - примерные, чёткого деления я не делаю, переход из одной категории в
другую - плавный. Далее. Интернет (вопреки расхожему мнению) есть далеко не у всех, а лишь у трети (я просто и за пределами интернета много общаюсь, поэтому тоже статистика), и причём это, как ни крути, всё же наиболее «продвинутая» треть. Далее. Россия (тоже вопреки расхожему мнению) - страна всё же относительно «интеллектуальная», не в пример какой-нибудь Экваториальной Гвинее. А ведь в этих полуобезьяньих тропических странах проживает большая часть человечества! Вот и делайте выводы... Каждый человек считает себя умным. Ни одна маска скромности не скроет этого. Даже когда он не закончил
вуз - он создаёт себе формулу, что вовсе не вуз определяет ум, что есть ещё житейский ум, и вот он-то у него пиздец какой, а в вузах всё равно щас всё за деньги. Даже когда он не постиг ни одной науки, не овладел ни одним видом творчества, он считает, что он просто ещё не нашёл себя, или же у него нет свободного времени на такую ерунду. Да-да, каждый человек в глубине души считает себя не просто умным, а самым умным на планете, просто одним везёт и они у всех на виду, их продвигают, а ему вот не повезло, но у него, любимого, есть потенциал, о котором не мечтали даже Эйнштейн и Шекспир! Но реальность сурова, и 90%
людей - всё равно унылое говно...